|| последние события || история || старцы || новомученики || песнопения || убиенные ||

 

 

БЕСЕДЫ ПРЕПОДОБНОГО ВАРСОНОФИЯ

5 февраля 1912 г.
в тот же день беседа с монахинями


Как только начнется пост, так начнутся и искушения. Враг особенно нападает, так как это время покаяния – самое для него ненавистное.
Один афонский инок рассказывал мне, что враг не только внушает всякие непотребные помыслы, но является и чувственно, большей частью в виде арапчиков, для того, чтобы смутить и устрашить душу, работающую Господу. Впрочем, чувственно они являются людям святым; нам, грешным, они так не покажутся, довольно испытания в трудах, посылаемых от Господа.
Да поможет всем нам Господь. Надо собираться в Горний Иерусалим и стараться не только стремиться туда мыслью, но и вселиться в него навеки.
Аминь.

Беседа 23 февраля 1912 г.


Хотел бы я побеседовать с вами подольше, да времени немного. Постараемся употребить его с пользой и для вас, и для меня.
Покойного государя Александра III назвали Миротворцем. Великое название! Был Петр Великий, Александр Благословенный, Александр Освободитель, – а миротворцев не было. Ни одному из предшественников его не дано было этого имени, и оно закреплено было за ним не только в России, но и во всем мире. А почему? Да потому, что он держал всю Европу в своих руках. При нем во всем мире был мир. Когда он вступил на престол, Россия была в состоянии полного разрушения. Все темное поднялось на нее и восстало. Ему говорили: «Что вы будете делать? Как управлять?» – «Ничего, я надеюсь на Господа моего Иисуса Христа». И не обманулся. Такой мощи, такой славы, какой достигла Россия при нем, не было, и едва ли когда будет. Он вершил судьбы всей Европы, все считались с его мнением, его боялись.
Готовилась как-то война между двумя державами: Германия восстала на Францию, но тут возник вопрос: а как посмотрит на это русский самодержец? Говорят: «Нахмурил брови? Эге, значит воевать нельзя», – войны и не было. Другой раз тоже полагалась война, опять спросили: «Как посмотрит на это русский самодержец?» – «Сдвинул брови», – говорят. «Сдвинул брови? Эге, надо отложить». Ну, вот и мир – вот и миротворец. И так было не раз.
Господь сказал: Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся (Мф. 5, 9). Вот она, какая награда ожидает – нарекутся «сынами Божиими», – а это не мало. Господь Иисус Христос – Сын Божий по существу, а мы – по дару благодати от Господа. А что, каждый из нас может ли быть миротворцем? Конечно, может. Прощай обидчика. Да разве это легко? Возьмем пример: идет монахиня, встречается ей другая и называет ее самым обидным словом. У той все закипело. «20 лет живу в монастыре, никогда ничего подобного не слыхала», – но промолчала. Дошло до матушки игумении, та ее призывает, расспрашивает: «Как она смела тебя так назвать?» – «Матушка, не говорите ей ничего, я стою того». Дело прекратили. Ну, вот и мир, вот и миротворица!
А то бывает, вдруг восстанет родной отец, или родная мать, или сестра, или брат. Это еще тяжелей, тут родные по крови, и нанесут оскорбление. Как понести? Не можешь? Проси у Господа, подойди к иконе. А мы-то и мимо иконы стараемся пройти, как бы не видеть ее. Помолись: «Господи, помоги мне, я заслужила сама, я виновата», – укори себя. Господь любит такую молитву – самоукорение; самооправдания – Господь не терпит. Что делать? Таков уж закон, надо подчиниться.
Известно, что бесы называют нас, православных христиан, «сынами Божиими». Господь создал сначала мир невидимый, но горсть его возмутилась и отпала от Бога, тогда все они были свержены с неба. Места же остались вакантными. Вот Господь создает землю, украсил ее, как невесту. Сатана смотрит, что дальше будет, для кого это? Уж, конечно, не для нас, – думает. Затем Господь создает Адама и Еву, дает заповедь им о невкушении от древа познания добра и зла. «А, так это вот что, – говорит сатана, – надо их погубить». И губит. Сначала падает Ева, затем Адам. Многим покажется странным, как это Бог, всемогущий, допустил диаволу погубить их. Но Господь попустил это для того, чтобы воссоздать Адама во Христе, сделать его еще лучше, чем Он создал его. Бог сошел на землю и открыл нам путь, чтобы мы могли совершенствоваться, то есть стать богоподобными. Но путь этот тяжел, усыпан страданиями.
Когда я был еще в миру, лет 40 тому назад, посетил меня один схимник с Афона. Принял я его, как мог угостил, деньги у меня в миру не хворали. Пришел он ко мне вечером, так часов в 7. Сидим мы беседуем. Рассказывает он мне, что бесы могут являться и чувственно. «А вам, батюшка, являлись?» – спрашиваю. «Как же, один раз в жизни только видел. Пришел как-то я от обедни, лег отдохнуть до трапезы, дверь заперта, вдруг вижу , стоят два арапчонка, думаю, да откуда же это? Слышу – один и говорит другому по-русски:
– Убьем, убьем его!
Я открыл глаза.
– Да он не спит, – отвечает тот.
– Ничего, неси скорей!
Вижу, несут что-то в виде шали или облака.
– Бросай на него, он задохнется, никто и не узнает, отчего умер.
Я привстал, осенил себя крестным знамением: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» – мигом арапчонки отскочили в конец комнаты. Говорю:
– Что вам, окаянные, от меня нужно? За что вы так ненавидите нас, православных христиан?
– Из зависти, что Бог к нам несправедлив: зачем вы хотите занять наши места?
– Как так?
– Да как же, грешите вы, грешите, а потом пойдете к духовнику, пошепчетесь там с ним, и все вам прощается.
– Да ведь и вы можете вернуться опять на свои места.
– Как?
– Так, смиритесь, подойдите вот хоть сейчас к иконе и помолитесь.
– Ни за что!
– Ну вот, вы сами и виноваты, гордыня вас погубила».
За беседой мы не заметили, как и ночь прошла. Отдергивает он занавеску и говорит: «Ну, а теперь на часок прилегли бы отдохнуть». – «Как на часок», – удивляюсь. «Да вам к которому часу на службу нужно?» – «К девяти», – отвечаю. «Ну, а теперь который?» Вынул часы, смотрю, семь как раз, до восьми один час, и в восемь я всегда встаю, пока умоешься, оденешься, напьешься чая и час прошел, в девять уже иду на службу.
Вот и я с вами, кажется, всю ночь просидел бы и пробеседовал, да нет, нужно расходиться.
Итак, повторяю, хотите наречься «сынами Божиими», – смиряйтесь, прощайте обидчикам и наследуете жизнь вечную. Нет – прямая дорога в ад, от каковой участи избави нас, Господи. Всем дано право быть «сынами Божиими», тут несть мужеский пол, ни женский. Нигде не сказано, что одни мужчины будут названы сынами Божиими. Каждый из нас, с помощью Божией, может этого достигнуть. Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святага Духа буди со всеми вами.
Аминь.

назад

                         как доехать до обители........ . . .